пятница, 7 апреля 2017 г.

Правительство планирует полный переход на электронные полисы ОСАГО

Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минфину совместно с МВД провести два изменения в системе ОСАГО — законодательно оформить отмену обязанности водителя возить с собой распечатку ранее купленного электронного полиса и проработать вопрос полного перевода договоров ОСАГО в электронный вид. На исполнение первого поручения отведен месяц, для второго сроки не указаны. Представитель господина Шувалова подтвердил "Ъ", что поручения даны, и заявил, что "нововведения помогут облегчить жизнь водителям и уменьшить количество документов, которые необходимо возить с собой". "Мы переходим на электронные услуги для граждан, и странно продолжать требовать от водителей бумажного подтверждения одной из них",— объяснил он "Ъ".

 

Страховщики с 1 октября только потратились на новые бумажные полисы с усиленной защитой, их цвет поменялся с зеленого на розовый и мошенники не успели еще достоверно их подделать, гордятся на рынке. Причина замены бланков — борьба с мошенничеством: рынок подделок составлял, по разным оценкам, от 1 млн до 3 млн из 40 млн полисов. С 1 января 2017 года страховщики обязаны продавать и электронные полисы ОСАГО. По оценке президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, на электронные полисы приходится 10% всех продаж, с 1 января по 31 марта заключено 760 тыс. договоров ОСАГО в электронном виде.

 

Сами страховщики жалуются, что электронные продажи популярны в убыточных для ОСАГО регионах. Лидируют по продажам е-ОСАГО Краснодарский край, Волгоградская, Ростовская области, где максимальна и доля судебных выплат "автоюристам". Впрочем, популярность е-ОСАГО в таких регионах вызвана как раз дефицитом бумажных полисов.

 

"Отказ от бумажной версии ОСАГО потребует изменения Гражданского кодекса,— говорит замглавы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева.— По ГК отношения страховщика и клиента оформляются письменно". Глава РСА уверяет, что для многих категорий водителей бумажный полис и психологически предпочтительнее. "С другой стороны, мы видим опыт Армении, где все полисы исключительно электронные, для относительно небольшой территории это, безусловно, благо. Для более обширной — это тема детальной проработки, в том числе и увязанная с возможностью проверки наличия полиса через камеры фиксации нарушений",— считает Игорь Юргенс. Кроме того, около 300 тыс. агентов, работающих на рынке ОСАГО, могут остаться не у дел, а страховщики — лишиться кросс-продаж.

 

В компаниях более категоричны в оценке идеи правительства. "Отказ от бумажных полисов ОСАГО повысит риск мошенничества,— опасается замглавы "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов.— В е-ОСАГО оно уже приобретает угрожающие масштабы. Конечные потери автовладельцев от этого станут известны в момент урегулирования убытков — когда страховщик откажется платить по мошенническому полису". "Ставить эксперименты на тяжелобольном сегменте ОСАГО — это риск добить его окончательно",— категоричен господин Иванов. Глава "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров говорит, что идея правительства в принципе "позитивная", вопрос только в верификации — и тех, кто продает полисы, и тех, кто их покупает. "Мошенничество — ключевая тема в отказе от бумаги в ОСАГО,— говорит он, добавляя: — Кроме того, следует настроить систему контроля таким образом, чтобы у автомобилиста не возникло трудностей при проверке электронного полиса".

 

Отмена бумажной версии ОСАГО означает, что инспекторы ДПС будут проверять страховки по базе данных. В Москве и Московской области почти все инспекторы уже используют специальные планшеты, но в регионах оснащение ДПС гораздо хуже. "А водителя это совершенно не должно волновать,— говорит президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Если инспектор не может проверить — пусть отпускает". По его словам, в РФ постепенно сокращается список документов, необходимых водителям: "в 2012 году убрали доверенность, теперь очередь пришла и за ОСАГО".

 

Как рассказывает аналитик агентства Content Review Сергей Половников, несколько лет назад государство обязало сотовых операторов "большой тройки" обеспечить связью федеральные дороги, и это было сделано. Но на региональных дорогах ситуация гораздо хуже — есть зоны, где связи нет вообще, особенно за Уралом. "Можно было бы обеспечить патрули офлайн-версией базы данных, которая бы актуализировалась бы при доступе в интернет. Но водители все равно будут возить с собой бумажную распечатку полиса "на всякий случай" — как пассажиры возят распечатки электронных билетов на самолет",— говорит он.

 

Татьяна Гришина, Иван Буранов


http://zetduphy.webnode.ru/news/registratsiya-dlya-polucheniya-kredita/

Комментариев нет:

Отправить комментарий